Высшие психические функции: определение понятия
В начале 20 века под воздействием марксистской философии, отводившей орудийному труду важнейшее значение для появления человека разумного, сложилась теория Л.С. Выготского, который ввёл понятие «высшие психические функции».
Согласно ей, Homo sapiens отличается способностью изменять окружающую обстановку с помощью культурного опыта. Этот опыт переходит от отцов к детям не только в виде предметов, а главным образом, через знаковую речь, которая закрепляет этот накопленный опыт.
Собственная же психика постигалась человеком посредством знаков. Они не только обозначают явления действительности, но и, обобщая, образуют понятия. Универсальным знаком является слово.
Исследуя эволюцию личности, учёный выделил естественные и собственно высшие психические функции человека. Первыми он наделён как биологическое существо, и используются они непроизвольно.
Рекомендуем: Что такое безусловные рефлексы?
Вторые же характеризуются индивидуальным развитием при взаимодействии с социумом. Несформированность большинства психических процессов и функций у человека называют тотальным недоразвитием.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Важнейшее в нейропсихологии и общей психологии понятие высших психических функций – это сложноорганизованные модели сознательной деятельности, происходящей в психике человека, которые реализуются на базе определённых мотивов, управляются определёнными целями и схемами, зависят от законов психической деятельности.
Выделяют следующие свойства высших психических функций:
- Сложность. ВПФ разнообразны по способам образования и развития, по строению частей и вариантам их соединения. Более того, сегодня существует множество исключительных знаковых систем, которые помогают составить представление, объяснить и понять содержание действительности. Они оказывают влияние на развитие психических процессов личности.
- Произвольность. Человек способен регулировать свои психические процессы, определяя для себя задачи и предполагая итог, а также вносить поправки в свои действия, учитывая полученный опыт.
- Социальность. ВПФ могут формироваться только в результате общения людей. Важнейшую роль здесь играет интериоризация.
- Опосредованность. Восприятие и передача информации осуществляется посредством знака (слова). Это главнейшая характеристика ВПФ.
Высшие процессы, происходящие в сознании
К высшим психическим функциям относятся описанные ниже процессы, происходящие в сознании и формирующиеся всю жизнь.
Мышление как высшая психическая функция – обобщённое отражение окружающего мира. С его помощью познаётся сущность и содержание реалий действительности, а также их внутренние качества. Важно, что отражение здесь происходит через сопоставление фактов, и оно является обобщённым познанием.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Гиперкомпенсация — это
Если говорить о видах мышления, то наглядно-действенное – это реальное, физическое исследование и обобщение своих действий; наглядно-образное – мышление «картинками», увиденными ранее; отвлечённое – основано на логических рассуждениях. Понятие – это самое высокое обобщение.
Память – одно из главных качеств центральной нервной системы, характеризующееся возможностью хранить информацию о действительности. Она бывает образная, эмоциональная, словесно-логическая и двигательная.
Речь, как определил Л.С. Выготский, занимает особое место среди высших психических функций. Без неё рождение личности нереально. Более того, благодаря ей возможно существование и других психических функций человека.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Аутизм: причины и лечение
Внимание как высшая психическая функция – это сконцентрированность психики на предмете или явлении. Оно позволяет выбирать нужные сведения.
Мотивация – «толчок» к действиям, направленным на достижение каких-либо потребностей. Биологическая мотивация присуща людям и животным (например, желание есть или пить). Социальная – характерна для людей и отчасти животных. Духовная – отличает только людей и относится к потребностям интеллекта.
Сознание как высшая форма отображения окружающего мира управляет процессом взаимодействия человека с действительностью. Это личностное восприятие реальности, возникающее с учётом опыта человека.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Взаимодействуя с социумом
ВПФ формируются по законам, описанным Л.С. Выготским.
- Во-первых, естественное поведение ребёнка, свойственное ему с самого появления на свет, в результате его коммуникации с людьми сменяется культурной, или исторической, линией развития.
- Во-вторых, социальные поступки превращаются в индивидуальные.
- В-третьих, внешние средства становятся внутренними.
- В-четвёртых, общий закон развития высших психических функций гласит: постижение и усвоение присущи исключительно финальной стадии формирования тех или иных функций.
Подробнее об этом можно узнать в работе «История развития высших психических функций» и других трудах Л.С. Выготского.
Спустя немного времени ребёнок его запоминает и теперь использует для общения и получения необходимой ему вещи. Затем он начинает понимать, что может применять хватательное движение, чтобы самостоятельно взять предмет.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Из внешнего – во внутреннее
Ключевым понятием Л.С. Выготского в изучении процесса развития психики в онтогенезе стала интериоризация. Взаимодействие во время трудовой деятельности способствовало появлению речи.
Рекомендуем: Ассоциативная психология
В онтогенезе интериоризация проходит в три этапа:
- Взрослый даёт ребёнку указание что-то сделать.
- Ребёнок усваивает услышанные слова и с их помощью оказывает влияние на взрослого.
- Ребёнок обращается к самому себе.
Как пример приведём исследование Л.С. Выготским произвольного внимания. Перед детьми младшего дошкольного возраста поместили кружки, пометив их тёмно-серым и светло-серым цветами. В одну кружку клали орех, никогда не меняя место, и предлагали детям угадать его нахождение. Они выбирали то одну, то другую кружку.
Таким образом, высшие психические функции, по Л.С. Выготскому, – это социальный образ действия, направленный на себя.
Изучение ВПФ строится на следующих принципах. Во-первых, психологическое должно рассматриваться как действие. Во-вторых, важен процесс, каузально-динамические отношения и этапы формирования высших психических функций. В-третьих, особое значение имеет генетический анализ. Современные принципы анализа высших психических функций отражены в работах В.А. Пищальниковой, А.А. Залевской, В.П. Глухова и других психолингвистов. Автор: Александра Пушкова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
- Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 70-150 тысяч рублей!
- 55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »
- Бесплатно: Как с нуля стать успешным коучем с доходом в 200 т.р.!