Что такое возрастная психология
Что такое возрастная психология и какие темы интересуют специалистов этого направления, может догадаться даже человек, далекий от науки. Действительно, возрастная психология изучает характерные черты, которые отличают психические процессы людей того или иного возраста.
В научных трудах нередко можно встретить формулировку «возрастная психология и психология развития». Как правило, эти понятия используются в качестве синонимов, если специально не оговорено иное.
Общие сведения
История возрастной психологии как самостоятельно оформившейся науки начинает отсчет в 1882 году. Тогда немецкий психолог Вильгельм Прейер выпустил книгу «Душа ребенка», положившую начало систематическому изучению детской психики.
Возрастная психология тесно связана с общей психологией, биологией, генетикой. Имеет эта дисциплина точки пересечения с культурной антропологией и другими социальными науками. Конечно, очень близка к этой дисциплине педагогика. В вузах нередко читаются лекции по предмету «Возрастная и педагогическая психология», который объединяет две эти отрасли знаний.
Что прежде всего выясняет любой, кто начинает изучать новую науку? Правильно, ее объект, предмет и задачи. Не будем отступать от этой традиции и мы.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Какого типа могут быть изменения? Количественные и качественные, эволюционные (происходят постепенно) и революционные (коренной перелом в развитии). Кроме того, предметом дисциплины являются индивидуальные особенности личности, характерные для того или иного периода жизни.
Рекомендуем: Что такое акселерация?
Задачи науки вытекают из ее объекта и предмета. Так, например, важнейшей выступает задача установить механизмы перехода с одной стадии развития на другую, классифицировать эти стадии, обосновать закономерности и принципы развития психики человека. Также возрастная психология ставит своей задачей определение ведущих и второстепенных движущих сил, влияющих на психику личности и создание достоверной психологической картины каждого периода ее жизни.
Мы определили объект, предмет и задачи возрастной психологии. Теперь можно перейти к структуре науки. Фундаментальные разделы возрастной психологии традиционно охватывают три больших периода человеческого существования: психология детства, взрослости и старости (геронтопсихология).
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Однако чаще всего структура возрастной психологии предстает более дробной. Так, в отдельную отрасль выделяется пре- и перинатальная психология, изучающая психическую жизнь еще не рожденного младенца и новорожденного, отдельно изучаются специфические особенности процессов психики подростка.
Проблемы и методы
Рекомендуем: Что изучает акмеология?
Сложна и сама категория возраста. Именно с нее начинают изучать основные понятия возрастной психологии, и именно она является базой всей науки. Как известно, возраст можно рассматривать с разных точек зрения.
- Хронологический (календарный) возраст — тот, который вычисляется по паспорту, или, говоря научным языком, количество полных лет с момента рождения по текущую дату.
- По психологическому возрасту можно судить о стадии психического развития относительно установленной нормы для хронологического возраста, в котором пребывает человек.
- Биологический возраст также отражает состояние в сравнении со средним уровнем, выведенным для данного хронологического возраста, но уже состояние не психического развития, а физической изношенности организма.
- Социальный возраст — это уровень зрелости с социальной точки зрения (усвоение определенных общественных норм).
Возвращаясь к проблемам науки, нужно отметить еще несколько важных актуальных вопросов, представляющих особый интерес для специалистов этой отрасли. Например, это соотношение факторов психического развития. Что влияет сильнее: генетика или воспитание, целенаправленное обучение или события биографии?
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Методы возрастной психологии можно сгруппировать в три основных направления или стратегии: наблюдение, констатирующий эксперимент и формирующий эксперимент.
Рекомендуем: Возрастные кризисы
Наблюдение — метод, незаменимый для исследований психики маленьких детей, хотя вообще он может использоваться для пациента любого возраста. Может быть сплошным (оцениваются особенности поведения ребенка в целом) и выборочным (психолог сосредоточивается на некоторых из них).
Под констатирующим экспериментом понимается комплекс методов, при помощи которых психолог выявляет какое-либо качество или состояние. Это, например, продольное (лонгитюдное) и поперечное исследование.
Рекомендуем: Когнитивное развитие — это
Формирующий эксперимент предполагает активное вмешательство врача в психическую жизнь пациента: формирование у него новых свойств или развитие уже существующих. Возможно его проведение как в лабораторных условиях, так и в естественных. Автор: Евгения Бессонова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
- Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 70-150 тысяч рублей!
- 55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »
- Бесплатно: Как с нуля стать успешным коучем с доходом в 200 т.р.!