Что такое умственная отсталость
Умственная отсталость, или, на западный манер, интеллектуальная инвалидность, характеризуется недоразвитием психики со снижением общего интеллекта, что приводит к невозможности приобрести способности, необходимые для повседневной жизни и работы.
При этом есть разные степени умственной отсталости, и каждый отдельный случай имеет свои отличия, обусловленные тяжестью интеллектуальных нарушений. Умственная отсталость в легкой степени требует повышенного внимания и работы с детьми, так как высока вероятность успешной интеграции в общество даже при наличии болезни.
Умственной отсталости в международной классификации болезней посвящена рубрика F70. В зависимости от тяжести интеллектуальных проблем выделяют следующие виды умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.
Интеллектуальная инвалидность: основные моменты
Умственная отсталость – не такое уж редкое явление в современном мире. Выявляется у 3-24 человек на 1000. Экопатогенные факторы могут увеличивать распространенность до 7%. Мужчины чаще страдают легкой степенью, чем женщины (в 1,5 раза).
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
1. Легкая умственная отсталость – коэффициент интеллекта в районе 50-69 баллов (в адаптационном варианте теста другой диапазон баллов – 60-79). В МКБ-10 – F70. Развитие детей с легкой степенью несколько отстает от их сверстников, они слабее интеллектуально. Обычно у них хорошая механическая память, позволяющая приобрести значительный запас знаний и навыков.
Рекомендуем: Что изучает дефектология?
Самостоятельность и инициативность низкие или отсутствуют, имеются проблемы с самообладанием, импульсивность, внушаемость, склонность к подражательному поведению. Психолого-педагогическая коррекция позволяет больным овладевать профессиями, которые не требуют высокой квалификации. Люди с нарушениями интеллектуального развития обучаемы и часто живут самостоятельно, если не имеют отягчающих заболеваний. Обследование в раннем возрасте не выявляет легкую степень. Диагностируется в 5-6 лет.
2. Умеренная умственная отсталость – IQ в диапазоне 35-49, в адаптированном варианте методики 45-59. В классификации болезней ей соответствует раздел F71. Эта степень умственной отсталости у детей имеет следующие характерные симптомы: механическая память развита, запас слов небольшой, трудности в восприятии речи и в её порождении.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
3. Тяжелая умственная отсталость соответствует показателю интеллекта в 20-34 балла, в адаптированном варианте 30-44. Описывается в разделе F72 по МКБ-10. С трудом контактируют с социумом. Моторика развита слабо. Психологические особенности людей с тяжелой степенью практически обнуляют вероятность приобретения необходимых бытовых умений и навыков.
4. Глубокая умственная отсталость диагностируется у людей с коэффициентом менее 20 баллов; если используется адаптированный вариант, то менее 30. Представлена в МКБ-10 под номером F73. Дети с глубокой степенью почти не реагируют на внешние раздражители, либо их реакции отличаются неадекватностью и невозможностью сосредоточиться. Смысл для них редко доступен, но они воспринимают интонационную составляющую речи.
Рекомендуем: Девиантное поведение — как проявляется?
В соответствии с МКБ-10, к F78 относят случаи, когда невозможно наверняка установить конкретный вид умственной отсталости. У детей с проблемами слуха, зрения и т.д. чаще всего будет диагноз «другая умственная отсталость». До перехода на МКБ-10 выделяли три вида интеллектуальной недоразвитости:
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
- Дебильность, соответствующую легкой степени.
- Имбецильность – аналог умеренной и тяжелой.
- Идиотию, которая определялась в том же ключе, что и глубокая степень умственной отсталости.
Особенности
Особое внимание стоит уделить средовым факторам, действующим на организм ребенка до его рождения через мать. К ним относятся:
- Внутриутробные инфекции.
- Гипоксия.
- Лекарства (антибиотики, сульфаминамиды, барбитураты, нейролептики).
- Психоактивные вещества.
- Иммунологическая несовместимость.
- Травмы при родах.
После рождения ребенка тоже существуют факторы, приводящие к умственной отсталости. Среди них чаще всего с повышенным риском её развития называют:
- Нейроинфекции.
- Черепно-мозговые травмы.
- Различные заболевания, которые протекают с обезвоживанием и нарушением питания тканей и органов.
- Интоксикации.
Предположительно, на развитие расстройства мышления может повлиять дефицит сенсорной стимуляции в самом начале жизни ребенка, недостаток общения со значимыми взрослыми. Впрочем, три четверти случаев связывают с повреждениями мозга ребенка еще до родов.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Основные симптомы умственной отсталости связаны с недоразвитостью интеллектуальной сферы. Критерии умственной отсталости, по МКБ-10:
- Нарушения способностей (речь, моторика, внимание, память).
- Неспособность адаптироваться к социальным условиям.
- IQ ниже нормы, при условии что измерение коэффициента интеллектуального развития проводилось с учетом культурных особенностей.
Рекомендуем: Детская психология
У взрослых без ранее диагностированных проблем с интеллектуальным развитием снижение интеллекта носит название деменции. Врожденную умственную отсталость характеризует прежде всего раннее обнаружение; приобретенное слабоумие, наоборот, чаще всего диагностируется в пожилом возрасте.
Аутизм и умственная отсталость имеют ряд схожих черт, но их также стоит отличать, так как методы лечения различны. Корневое отличие: аутисты показывают неровное развитие, а дети с умственной отсталостью, по определению, имеют задержку во всех сферах сразу.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Проявления
Умственная отсталость у детей наиболее явно прослеживается в экспериментах по классификации предметов. Особенности детей с умственной отсталостью объясняются аномалиями развития головного мозга. Признаки умственной отсталости у детей:
- Особенности мышления: затруднены процессы обобщения и абстрактного мышления. Умственная отсталость связана, применительно к познавательной деятельности, с преобладанием установления частных, конкретных связей, купирована способность к отвлеченным размышлениям.
- Трудности с сосредоточением внимания, дети легко отвлекаются.
- Восприятие бедное.
- Новые знания усваиваются медленнее, требуется множество повторений, чтобы закрепить знания.
- Почти всегда значительно страдает смысловая память, а механическая может быть достаточно хорошо развита. Это легко заметить при чтении текстов, ребенок не может передать своими словами смысл прочитанного текста.
- Проблемы с развитием речи. Недоразвитие речевых способностей зависит от степени. В целом речь бедна, маловыразительна, фразы короткие, слова часто употребляются не по смыслу. Косноязычие может ликвидироваться со временем, но времени потребуется больше, по сравнению со здоровыми детьми.
- Эмоциональная сфера отличается простотой, неспособностью контролировать проявления эмоций, малой дифференцированностью. Часто любознательность отсутствует, заменой ей выступает любопытство.
- Воля тем меньше проявлена, чем сильнее интеллектуальный дефект.
Борьба за нормальную жизнь
Лечение умственной отсталости осуществляется как посредством психолого-педагогической коррекции, так и медикаментозно. В последнем случае активно используют ноотропы, к тому же работа с причинами заболевания на ранних стадиях может предотвратить психическое недоразвитие.
В целях развития детей с умственной отсталостью ноотропы стали играть большую роль. Часто рекомендации врачей включают не только ноотропный препарат, но и сосудорасширяющий. Кроме того, обязательно включение в лечение приема витаминов группы В, которые способствуют улучшению метаболических процессов в центральной нервной системе, что положительно сказывается на течении умственной отсталости.
Рекомендуем: Когнитивное развитие — это
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Причины возникновения умственной отсталости и сопутствующие факторы влияют на процесс лечения. В последние годы, если не помогают лекарственные препараты, для лечения тяжелой и глубокой стадии предлагают использовать хирургическое вмешательство. К нему относится пересадка эмбриональной ткани или стволовых клеток в некоторые участки мозга.
Детская умственная отсталость легкой и умеренной степени при условии работы с проблемой поддается значительной корректировке. Особенности развития людей с интеллектуальными нарушениями диктуют свои правила в обучении. Воспитание детей и их обучение должно вестись с оглядкой на задержку развития интеллекта и адаптивных навыков, нужно формировать базовые навыки и умения для того, чтобы ребенок смог идти дальше:
- Тренировка кратковременной памяти.
- Обучение детей связыванию информации в смысловые блоки.
- Тренировки на определение главных и второстепенных элементов.
- Научение переносить выявленные методы в другой контекст.
- Работа с ребенком относительно адаптивного поведения (социальные нормы; навыки, необходимые в повседневной жизни, и прочее).
- Обучение навыкам самоопределения.
Обучение детей с умственной отсталостью стоит проводить в игровой форме, так как в основном у них преобладает непроизвольное внимание. Игры для детей с умственной отсталостью должны соответствовать нескольким критериям:
- Обучение рациональным приемам запоминания.
- Эмоциональность, поощрение успеха, создание направленности на включение в деятельность.
- Игровая цель может быть достигнута только при усвоении необходимого материала.
- Организация игр должна способствовать развитию самостоятельности.
- Большое количество повторений.
- Развитие сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- Формирование поисковой активности, уход от простого перебора вариантов.
Психология лиц с умственной отсталостью требует от нас тщательного подхода к обучению и интеграции людей с этим заболеванием в общество. На нас ложится ответственность, как они будут себя чувствовать эмоционально, смогут ли внести посильный вклад, откроется ли для них богатство мира. Автор: Екатерина Волкова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
- Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 70-150 тысяч рублей!
- 55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »
- Бесплатно: Как с нуля стать успешным коучем с доходом в 200 т.р.!