Психология масс — что это такое
Массовая психология зародилась в середине XIX века, её основоположниками стали Тард и Лебон. Сейчас психология масс изучается в русле социальной психологии, которую и породила.
Что же такое масса? Если рассматривать её как толпу, что пристально изучали первые исследователи психологии масс, это ситуативно возникающие множества людей. Они, как правило, не являются структурированными, закрепленными и формализованными. Масса имеет свое сознание, свои закономерности поведения.
История вопроса
Большое количество теоретических моделей и исследований на практике свидетельствует о том, что человек легко теряет индивидуальность, когда сталкивается с влиянием массы людей, – толпа превращает его в свой инструмент. Как это можно объяснить? Судя по всему, осознание своей ответственности за выбор снижается, когда человек включается в массу людей.
Рекомендуем: Что такое гипноз?
Массовое сознание характеризуется тем, что оно является неким общим знаменателем для всех входящих в массу групп. Когда люди захвачены идеей, возникает общность, и чем менее структурирована группа, тем больше в ней проявляются черты массы.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Родоначальник психологии масс Лебон особо подчеркивал исчезновение индивидуальных черт, оригинальности. Лебон выделяет ряд характерных изменений человека, находящегося в массе-толпе людей:
2. Заражаемость. Идеи, настроения, действия в массе распространяются и воспроизводятся со скоростью молнии. При этом человек способен предать все, во что он искренне верил, чтобы соответствовать моменту.
Рекомендуем: Понятие мортидо в психологии
3. Внушаемость, неосознанность. Масса легко отдает лавры лидеру, слепо верит в него и не воспринимает критику.
4. Регрессия к примитивному состоянию, к первобытному человеку. В массе люди открещиваются от своей высокой культуры, воспитания, склонны к проявлению произвола, буйства, свирепости (хотя и способны на героическое). Интеллектуальный уровень понижается.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Фрейд в сочинении, посвященном психологии масс, говорит, что в массе человек теряет все, что он приобрел в процессе развития как личности. За этим фасадом обнаруживается исконное, присущее всем людям – бессознательное. То есть индивидуальное уступает место тому общему, что есть у нас всех.
Именно из этого закона некого «оглупения» человека в толпе рождается один очень бросающийся в глаза фактор – толпа легко приходит в движение от самых примитивных идей, при этом излагаемое оратором может быть противоречиво, на поверку нереализуемо и далеко от идеального представления о мире. Простые идеи легче подхватываются, для них не нужно вызревания в кабинетах философов, поэтому толпа и подхватывает их легко.
Толпа и публика
Психология массового поведения устанавливает в виде основы положение о сильном иррациональном начале, связанном с острой проблемой, которое обостряется в массе. Типология масс вытекает из разницы в проявлении тех или иных качеств. Так, массы можно определять по:
- Общему и актуальному мыслительному потенциалу.
- Объему.
- Устойчивости.
- Связности.
- Управляемости.
- Уровню развития.
- Выраженности.
- Используемым языковым средствам.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
При этом уже Тард разделяет толпу и публику, определяя последнюю как рассеянную толпу. В дальнейшем ему так или иначе вторят другие исследователи. Как же появляется публика? Благодаря средствам массовой коммуникации. Именно они формируют общий взгляд, общее отношение многих по определенным вопросам.
Рекомендуем: Что значит плюрализм?
Итак, масса – большая группа людей, которую объединяют общие интересы. Общее переживание, осознание актуальных моментов в мире, которые важны тем или иным образом для определенных групп людей, определяют их общность в сходных условиях информационного поля. Они становятся массой не просто так – объединение, происходящее во всех уголках земли, начинается с массовых коммуникаций.
О массовых коммуникациях – масс-медиа – на официальном уровне впервые заговорили в 1946 году. С английского термин переводится как «массовое общение» или «общение масс».
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Когда мы говорим о массовых коммуникациях, мы, естественно, подразумеваем не толпу, а скорее публику – группы людей, которые пусть и не находятся рядом, но объединены общей идеей или заинтересованностью. Последнее выражено в факте включения в процесс распространения продуктов телевидения и других СМИ.
Рекомендуем: Что такое подражание в психологии?
Массовое сознание – это то, что объединяет людей, входящих в массу, на которую направлены СМИ. Психология массового сознания выделяет те же черты, свойственные массе, что и Лебон, кроме анонимности. В эпоху СМИ аудитория не знает друг друга в лицо.
Законодатели мод и мнений
С точки зрения науки, психология массовых коммуникаций – это прикладная область социальной психологии. Основные черты массовых коммуникаций: односторонний характер, жесткая фиксация ролей, передача информации происходит «вслепую», процесс организован, лишен спонтанности, нормативен, источник информации не выражает индивидуальность – говорит не от себя. Интерактивность СМИ развивается только в последние годы – предположительно, она повысит вовлеченность людей.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
1. Ролики, вызывающие много эмоций, становятся вирусными, и несмотря на то, что в них может не содержаться никаких полезных сведений, им верят и распространяют их. В результате в массе циркулирует множество идей, иногда бесполезных или даже вредных.
Рекомендуем: Индивидуальность: суть понятия
2. Простые объяснения сложных явлений часто вызывают отклик у аудитории, человек принимает их на веру, и в дальнейшем донести до него реальное положение дел сложно.
3. Большую роль играет впечатление от оценки других. Если человек видит, что большинство отдает предпочтение Х, то он будет склонен отдать предпочтение Х либо изменить мнение об Х с плохого на нейтральное или даже хорошее. Работает это и наоборот: если человек видит, что нечто большинством отвергается или порицается, ему будет сложнее сохранить положительное мнение.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
4. Даже заголовки, насколько бы они ни были лживы, оказывают влияние на наше мнение о том, что сообщает новость.
5. Помимо пункта 4, дезинформация опасна и в другом ключе. «Громкие» новости — сенсации — разносятся очень быстро, их узнает много людей, сообщения же о том, что новость была ложной, распространяются медленнее, они не сенсационны, ажиотажа нет, и многие остаются в заблуждении. Некоторые последствия, вызванные первой новостью, нельзя устранить.
Рекомендуем: Психогигиена — это
6. Властный тон и уверенность в себе, заявления о высокой квалификации говорящего часто заставляют людей верить оратору, несмотря на то, что все, казалось бы, подвигает к другому поведению.
7. Создание иллюзии ограниченности предложения. Менее доступные вещи часто более желанны.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
8. Если кто-то заставляет нас смеяться, возможно, он хочет нам понравиться, чтобы затем манипулировать нами.
Главный прием рекламы – связывание товара и положительных эмоций, позитивного посыла, красивых пейзажей. Чтобы человек был настроен на потребление, его нужно убедить, что потребление связано со счастьем, сотворить культ Карго.
Дети и СМИ
Использование СМИ как образовательного средства, способа социализации и знакомства детей с культурой и моделями поведения – вопрос дискуссионный. В 1984 году исследование Гринфилда показало, что дети после прослушивания радиоистории и просмотра аналогичной телевизионной истории придумывали окончание для первой с большим количеством новых элементов.
Многие дети склонны воспринимать видеоряд как реальность, пока не знают всей машинерии производства шоу и фильмов. Харрис советует родителям серьезно отнестись к осведомленности детей насчет уловок, лжи и провокаций, которыми переполнены фильмы, сериалы, ток-шоу, выпуски новостей.
Следующие вопросы и темы для размышления полезны как детям, так и взрослым. Хотя, естественно, для детей это представляет наибольшую актуальность, так как они являются более внушаемыми, чаще переносят увиденное в жизнь и таким образом могут значительно осложнить себе существование. О чем следует задуматься?
- Обман в рекламных роликах.
- Стереотипные изображения социальных групп.
- Ценности, которые продвигает та или иная информация из СМИ.
- Потенциальная важность и вред той или иной информации.
- Доказательства, доказательства и еще раз доказательства. Есть ли доказательства представленной в СМИ информации? Насколько они непротиворечивы, из каких источников получены?
В целом Интернет становится одним из ведущих СМИ, хотя число телезрителей не уменьшается. Интернет дает интерактивность, возможность самому выбирать, что и когда смотреть, прервать действие и проверить информацию.
Эра ИТ-технологий – время, когда главной проблемой становится лавирование в огромной массе информации, умение правильно выбирать её источники. Для успешного развития и личностного роста жизненно необходимо не потеряться в информационной лавине. Автор: Екатерина Волкова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
- Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 70-150 тысяч рублей!
- 55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »
- Бесплатно: Как с нуля стать успешным коучем с доходом в 200 т.р.!