Расшифровка понятия: психологический барьер
Случалось ли вам в ужасе замирать перед начальником, не в силах вымолвить ни слова, или растеряться в самый ответственный момент на важной презентации? В такой ситуации может оказаться каждый, вне зависимости от пола или возраста.
Психологические барьеры общения возникают спонтанно, их причиной являются остро переживаемые индивидом негативные эмоции, затрудняющие коммуникации или выполнение каких-либо действий. Результатом этих состояний являются невротические расстройства, заниженная самооценка, внутренняя неудовлетворенность, осознание собственной ничтожности.
По результатам исследований, проведенных американскими психологами в 2014 году, регулярные проблемы с общением испытывали около 30% опрошенных; обращались за помощью соответствующего специалиста хотя бы раз в течение полугода не менее 15%. Самые частые жалобы таких пациентов – состояние неконтролируемого страха, повышенная тревожность, ощущение вины, внутренней дисгармонии или неполноценности.
Усугубляясь, эти симптомы могут привести к плачевным последствиям, так как рано или поздно перерастают в различные фобии. Особенно сильно барьеры в общении мешают людям застенчивым, скромным, закомплексованным, зажатым рамками условностей и стереотипами поведения.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое внушаемость?
Особая роль в межличностных коммуникациях принадлежит мотивации, которая может как облегчить, так и затруднить взаимопонимание между партнерами. На тренингах делового общения коучеры обучают менеджеров технике «слепого общения», когда две стороны должны договориться о сделке, не зная истинных мотивов друг друга.
Причины и виды препятствий с точки зрения психологии
Наиболее распространены барьеры общения, они могут быть двух типов: коммуникационные и смысловые. Первый вид возникает тогда, когда человек непосредственно вступает во взаимодействие с собеседником, а второй – из-за обозначения одним словом разных по смыслу событий. Смысловые барьеры встречаются гораздо реже, они обычно легко сглаживаются простым уточнением понятий.
Коммуникационные барьеры — самый частый источник конфронтации между собеседниками, так как различия в стиле общения, манерах, установках, самочувствии, желаниях могут сделать двух хороших друзей непримиримыми соперниками. В свою очередь коммуникационные барьеры подразделяются на несколько видов:
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
- Барьеры различия в установках – подразумевают, что у участников разговора имеются абсолютно разные цели.
- Барьеры ограничения функций общения – сужение коммуникаций до минимального уровня с последующим снижением смыслового содержания.
- Барьеры негативных установок – сюда относятся причины, связанные с личными установками индивида, его восприятием собеседников, настроением, целями коммуникации.
- Барьер негативного опыта – обычно касается определенного контингента лиц, с которыми человек не смог выстроить оптимальное общение.
- Барьеры боязни допустить ошибку. Часто встречающийся барьер, его причины – иррациональные страхи, связанные с неприятными воспоминаниями. Также эта проблема возникает в сексе и выражается своеобразной «холодностью» между любящими людьми.
- Барьеры восприятия или «зеркальности». В жизни это выглядит как «обезьянничество» и сразу отталкивает собеседника.
- Барьеры отсутствия контакта – относятся к так называемому игнорированию собеседниками, часто проявляются в малой группе по отношению к ее новому члену.
Рекомендуем: Эмпатия — это
Индивидуальные барьеры связаны с внутренним психологическим комфортом, наличием комплексов, неадекватной самооценкой. Причиной социально-психологических затруднений могут быть культурно-эстетические различия – например, особенности поведения за столом, церемонии обмена приветствиями и так далее.
Также отрицательно влияет плохое знание языка, так как это затрудняет восприятие партнерами по общению сути беседы или искажает ее смысл. С проблемами в общении, обусловленными разным социальным статусом, чаще всего сталкиваются руководители, приходящие в уже сложившийся коллектив.
Индивидуальные особенности личности и их влияние на коммуникативные навыки
Часто причинами неудачных коммуникаций являются факторы, относящиеся к индивидуальным особенностям личности: темпераменту, эмоциональному состоянию, манере общения.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Доминантные (авторитарные) собеседники инициируют разговор вне зависимости от целесообразности. Главная цель общения этого типа личности – подавить инициативу других людей; они часто перебивают речь партнера, повторяют одну и ту же информацию, кричат и выходят из себя.
Рекомендуем: Что такое жизненное пространство личности?
Оптимальная схема поведения с таким человеком – спокойное отстаивание своей позиции, четкие и логичные доводы, отсутствие агрессивных жестов и повышения голоса. Недоминантный собеседник демонстрирует поведение, обратное первому типу, поэтому общение должно быть построено на принципе уважения и поощрения к откровенности.
К психологическим барьерам общения с мобильным типом собеседников может привести их нестабильное эмоциональное состояние. Суетливые и легко вступающие во взаимодействие, они не способны долгое время концентрироваться на одной теме, длительные совещания их утомляют. Для повышения эффективности коммуникации стоит четко продумать интересующие вас вопросы и направлять беседу в нужное вам русло.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Расшифровка понятия: эгоцентризм
Экстраверты всегда готовы к общению и взаимодействию. Они проявляют искренний интерес к собеседнику, готовы договариваться и идти навстречу, задают положительный настрой разговора. Интроверты сосредоточены на внутреннем диалоге, поэтому беседы в больших компаниях им даются с большим трудом. С этим типом людей лучше общаться один на один, постепенно выдавая нужную информацию и ненавязчиво интересуясь их мнением.
Как преодолеть затруднения в общении
Современная литература дает множество ответов на вопрос, как преодолеть психологический барьер в общении, но на практике без помощи специалиста эту проблему решить очень сложно. Коррекционная работа поможет побороть преграды только в том случае, если затронет не только поверхностные проявления, но и глубинные проблемы.
Рекомендуем: Механизмы психологической защиты
Конфликтология рассматривает барьеры общения и способы их преодоления с точки зрения нарушения коммуникативной цепочки, поэтому использует в работе методику групповой дискуссии или инновационные игры. В ходе игры участники вовлекаются в эмоциональные переживания друг друга, учатся проявлять сочувствие и понимание, а также примеряют на себя новые социальные роли. Особое внимание уделяется невербальному общению, техникам самомассажа для снятия личностных спазмов и упражнениям для развития мимических мышц.
Занятия в специальных группах наиболее эффективны, однако занимают много времени. Если вы осознаете, что у вас в общении есть психологический барьер, как преодолеть его самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов? Специалисты предлагают воспользоваться следующими советами:
- Учитесь прислушиваться к себе и чувствовать тот момент, когда начинает возникать барьер не только у вас, но и у собеседника.
- Создавайте комфортную атмосферу, избегайте открытого столкновения с доминантными собеседниками.
- Настраивайтесь на позитив, используйте шутки для сглаживания острых углов в общении.
- Не прибегайте к активной жестикуляции или крику. Если чувствуете, что теряете самообладание, начинайте делать дыхательную гимнастику: глубокий вдох, затем следует задержка дыхания на 10 секунд и медленный выдох. Автор: Наталья Иванова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
- Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 70-150 тысяч рублей!
- 55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »
- Бесплатно: Как с нуля стать успешным коучем с доходом в 200 т.р.!