Что такое одаренность
В последнее время понятие «одаренность» становится все более востребованным не только в научной сфере, но и среди общественности. Подобный интерес к данному термину возникает на фоне того, что не все гении, какими их считают простые люди, являются одаренными с научной точки зрения.
В психологии такое определение используется для обозначения возможностей личности к достижению ею более высоких показателей, результатов. Так что такое одаренность, как этот термин интерпретирует психология, и какие виды одаренности существуют?
Очень часто люди задаются вопросами, является ли одаренность отклонением от нормы и почему одного человека можно назвать одаренным, а по отношению к другому этот же термин применить нельзя. Не менее актуальным считается вопрос о том, действительно ли можно стать гением или человек рождается с таким даром. Ответы на эти вопросы можно найти ниже.
Основные понятия и термины
Слово «одаренность» знакомо даже детям. Спрашивая у ребенка или у взрослого, что же это такое, можно получить довольно разнообразные объяснения, смысл которых сводится к одному: одаренность – это талант или данный от природы дар, способность. Но с точки зрения науки такое явление имеет несколько иное определение.
Под термином «одаренность» психология понимает такие свойства человека, благодаря которым он может достигать исключительных высот в различных отраслях. В то же время гениальность — это явление, когда индивид проявляет невероятную и редчайшую по характеру выраженности одаренность, позволяющую ему совершать настоящие прорывы в определенной сфере (или сферах), выделяясь на этом фоне среди множества других людей.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Задатки и способности у ребенка
Специалисты признают, что своеобразие, качество, степень и уникальность проявления развивающейся одаренности являются результатом сложного соотношения двух параметров:
- Наследственности (генетической предрасположенности).
- Социального окружения (влияния ближайшей социальной среды).
Однако влияние психологического аспекта тоже не стоит исключать, потому что в основе формирования уникальной возможности человека лежат именно психологические механизмы. Они влияют на процессы саморазвития индивида и, соответственно, на характер реализации индивидуального дара. Кроме того, понятия «одаренность» и «способности» по-разному интерпретируются научно, ведь их проявления воспринимаются уже с точки зрения норм и правил той сферы, в которой нашел свое применение талант.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Нехватка знаний, практических навыков или соответствующих умений у человека может стать основной причиной отсутствия у него таланта в той или иной сфере (сферах) деятельности. И как только ему удастся освоить их, проявление одаренности не заставит себя ждать.
Рекомендуем: Педология — это
Осложнения физиологического характера могут быть причиной, почему у ребенка отсутствуют или слабо реализуются таланты. Говоря об одаренности детей, стоит учитывать ряд факторов, которые могут стать решающими при проявлении успешности ребенка в той или иной деятельности. Среди них:
- Проблемы речевого развития.
- Тревожность у ребенка, выраженная в сильной форме.
- Склонность к конфликтности в общении.
Даже несмотря на то, что уровень способностей ребенка будет высоким, подобные нарушения развития могут сказаться на степени выраженности одаренности. Учитывая это, одаренность у ребенка может рассматриваться как потенциальная особенность психического здоровья и развитие ее на разных жизненных этапах. При этом имеющиеся особенности должны учитываться как специфическая проблема одаренности в отношении к возрасту ребенка (если не брать в расчет определение способностей у взрослых людей).
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Леворукость: особенности и причины
Не стоит отрицать того, что признаки одаренности ребенка, явно выраженные в детстве, могут постепенно угасать (либо исчезать), даже если условия для их развития будут весьма благоприятными. Учитывать такую вероятность обязательно необходимо при организации и ведении практической деятельности в отношении талантливых детей.
Констатировать же факт одаренности для закрепления за такими детьми данного статуса не следует. В практике деятельности с такими детьми принято заменять словосочетание «одаренный ребенок» термином «ребенок с признаками одаренности».
По каким признакам определить особенного ребенка
Если говорить простым языком, то особенности ребенка, демонстрируемые им при осуществлении непосредственной деятельности, могут оцениваться в соответствии с характером одаренности. И эти особенности являются характерными признаками того, что ребенок действительно имеет зачатки таланта. Детская одаренность в возрасте 1-6 лет может выражаться, как:
- Любознательность ребенка.
- Упорство, способствующее достижению целей.
- Впечатляющая фантазия.
- Хорошо развитые речевые возможности и огромный словарный запас.
- Склонность к длительной концентрации внимания на конкретном предмете (задании).
- Искренность, доброта, доверие.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Однако характеристика одаренности предусматривает несколько общих критериев, характерных для тех или иных способностей. Общими предпосылками, указывающими на наличие у ребенка склонности к проявлению уникальных достижений, для каждого случая являются два фактора:
- Повышенная активность.
- Возможность саморегуляции.
Каковы разновидности реализуемых уникальных особенностей
По В.И.Панову, выделяют 10 разновидностей направленности выдающихся особенностей. Они отличаются по степени и широте проявления, а также по сферам деятельности, в которых ребенок их реализует. Виды детской одаренности изложены ниже.
Специальная – в отличие от общей проявляется способностями в конкретной сфере и выявляется отношением к другим областям.
Общая интеллектуальная и академическая – ею обладают, как правило, преуспевающие сразу в нескольких разноплановых областях деятельности дети, способные к быстрому усваиванию любой информации.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Академическая – рассматривается как проявление феноменальных способностей в обучении или как высокие показатели познавательной деятельности.
Рекомендуем: Как развить интеллект?
Интеллектуальная одаренность – явление, характерное для детей-«отличников». Им свойственны высокие показатели умственных способностей. Основа такой одаренности – состояние умственных и других психологических ресурсов, позволяющих осуществлять интеллектуальную деятельность. Принято считать, что такая одаренность и высокий уровень развития интеллекта тесно связаны.
Творческая одаренность – подразумевает нестандартное видение окружающего мира либо выражается как способность мыслить вопреки шаблонам, которая в свою очередь может спровоцировать нестандартное поведение. Самое удивительное, что такие одаренные дети часто сталкиваются с непониманием со стороны общественности, которая вешает на них клеймо «неудачников».
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Практическая. Несмотря на то, что она не признается как отдельная одаренность детей, такая разновидность способностей заключается в знании собственных слабостей и сильных сторон, а также умелое их использование. Нередко она проявляет себя в сочетании с социальной одаренностью.
Психомоторная или спортивная. Это способности, исключительные для данного поля деятельности. Связанный с физической активностью дар может выражаться в умении ребенка быть быстрее, точнее и т.п. Оценить перцептивно-двигательные возможности позволяют специализированные тесты на определение моторного развития.
Как выявить необычайные возможности
Рекомендуем: Аутизм: что это?
Диагностика одаренности заключается в применении стандартизированных тестов. Они позволяют оценить характер, степень выраженности и тип одаренности. Подобные методики могут использоваться не только психологами и педагогами, но и родителями.
Ключевое отличие диагностических методик – их ориентированность на возраст ребенка. Например, по методике «Карта одаренности» можно определить способности и провести их оценку у детей 5-10 лет. «Карта одаренности» представляет собой 80 вопросов, которые касаются в определенной мере разных характеристик ребенка (его деятельности, поведения). Оценка ответов осуществляется по шкале от 1 до 4, что позволяет одновременно с проведением диагностики дать прогноз вероятных способностей.
Изучая особенности одаренных детей, не следует навязывать им свое мнение или восприятие мира. Лучше стимулировать развитие выявленных склонностей к определенному роду деятельности, оказывая детям поддержку и постоянно помогая им расширять свой кругозор. Автор: Елена Суворова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
- Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 70-150 тысяч рублей!
- 55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »
- Бесплатно: Как с нуля стать успешным коучем с доходом в 200 т.р.!