Все про логопедию

детиДетальным изучением и развитием речи занимается наука логопедия. Термин, обозначающий это направление научного познания, греческого происхождения, он был образован слиянием двух слов: «речь» (logos) и «воспитание, обучение» (paideia). Таким образом, сам термин раскрывает суть логопедии и ее направленность.

Помимо воспитания речи, эта наука, являясь одной из отраслей специальной педагогики, уделяет особое внимание дефектам речи, причинам их возникновения, их механизмам, симптомам и протеканию. Логопедия изучает патологические отклонения речевого развития и речевой деятельности с целью нахождения новых методов и программ обучения лиц с подобными дефектами для постановки правильной речи.

Объектом изучения логопедии являются лица, у которых диагностированы любые речевые отклонения (кроме физиологических недостатков). Как и любое другое направление научного изучения, логопедия имеет собственные принципы, задачи, методы и программы обучения индивидуумов с выявленными расстройствами речевой деятельности.

Когда зародилось направление

История логопедии не имеет точной даты возникновения, а насчитывает несколько тысячелетий. Можно выделить четыре этапа развития данного направления (самостоятельного на сегодняшний день) коррекционной педагогики. Как демонстрирует тенденция развития отрасли, она формировалась на основании знаний, полученных медициной и педагогикой, а потому имеет непосредственную связь с ними.

мама и дочкаНаучное познание речевых расстройств и нахождение методов для их коррекции началось не так давно, когда медицине стали известны основные механизмы анатомического и физиологического аспектов, благодаря которым человеку удается осуществлять речевую деятельность. Примерно в середине 19 столетия появились первые заметки относительно теории расстройств речи, автором которых был врач-невропатолог П. Брок. Немногим позднее свой научный труд с описанием центра сенсорной стороны речевых возможностей опубликовал другой невропатолог – К. Вернике.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Заикание: причины и лечение

Обе эти работы стали причиной многочисленных споров и дискуссий относительно механизмов, обеспечивающих систему речи. Стоит заметить, что этот научный конфликт стал отличным предлогом для сбора новых данных и знаний о возможных нарушениях речевой деятельности человека.

В связи с этим постепенно стали появляться результаты исследований речевых нарушений, которые проводили с экспериментальной целью не только невропатологи, но и лингвисты, психологи, физиологи, педагоги и другие специалисты.

Таким образом, логопедия как наука, зарождалась постепенно, на фоне развития и совершенствования других наук. И теперь, являясь самостоятельной отраслью коррекционной педагогики, логопедия не изолирована от других направлений. Более того, она тесно взаимодействует с прочими направлениями научного познания индивидуумов.

девочкаНа просторах России прорывом в становлении логопедии стало событие, когда государство решило оказывать помощь детям с речевыми отклонениями. В не таком далеком 1917 году были изданы особые декреты о необходимости включения дошкольных и школьных учреждений (в т.ч. частных) в общую систему просвещения советского народа.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Наука дефектология

Согласованием этих документов занимались ведущие советские инстанции. Благодаря этим декретам, побуждающим правительство вплотную заняться вопросом оказания помощи детям с дефектами речи (в т.ч. аномальными), в области организации воспитательного и обучающего процессов было положено начало кардинальным изменениям.

Основные понятия

Нарушениями речевой деятельности, которыми занимается логопедия, считаются отклонения в работе мышц речевого аппарата, нарушения в произношении звуков или интонации, недоразвитость речи, патологическое развитие на фоне заболеваний и другие аномалии.

Женщина с ребенкомПодобные дефекты изучаются и определяются специалистами различных научных областей. В ходе изучения дефектов речи каждое отклонение рассматривается в соответствии с целями, задачами и методами каждого из научных направлений.

Значение логопедии при этом – исследование расстройства с целью его предупреждения, а также устранения при помощи особых программ коррекционного воспитания или обучения. Поэтому логопедия считается ответвлением именно специальной педагогики. Ее структуру на сегодняшний день составляют:

  • Дошкольная и школьная логопедия.
  • Логопедия для детей подросткового возраста.
  • Логопедия для взрослых.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Теоретические основы логопедии позволяют исследовать этиологию нарушений речевой деятельности посредством эволюционно-динамического метода в сочетании с принципом единства диалектических, биологических и социальных аспектов развития речевого аппарата.

Исходя из этого определяются задачи логопедии:

  • Изучение индивидуальных особенностей речи для каждой формы речевых отклонений.
  • Выявление симптоматики, характера развития и степени отклонения речевой деятельности.
  • Определение тенденций развития детей с отклонениями речи.
  • Выявление связи между речевым нарушением и формированием психического, физического здоровья и становлением личности.
  • Исследование формирования речевого аппарата у детей с различными дефектами развития при наличии у них отклонений речи.
  • Выявление природы появления нарушения, его механизма действия, сопутствующих симптомов, а также структуры.
  • Разработка педагогических и других методов познания расстройств речевой деятельности.
  • Систематизация полученных практических и теоретических знаний для создания основы, позволяющей усовершенствовать методы исследования речевых дефектов.
  • Разработка новых методов, приемов и принципов, позволяющих предотвратить и устранить нарушения.
  • Формулирование и постановка новых, актуальных вопросов, связанных с организацией программ по оказанию соответствующей помощи лицам с речевыми нарушениями.

Представленные выше задачи данного научного направления рассматривают нарушения речевой деятельности с точки зрения:

  • Теории – изучения расстройств речи с целью получения возможности разрабатывать новые методы для профилактики, выявления склонности к отклонениям и их преодоления.
  • Практики – применение профилактических мер, методов для выявления и устранения отклонений в речевом аппарате.

Как можно увидеть, теоретическая сторона и практический опыт логопедии тесно связаны, что позволяет осуществлять комплексный научный подход к решению проблем дефектов дикции.

мальчикОсуществляя свою непосредственную научную деятельность, эта отрасль опирается на основные принципы логопедии:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

1. Принцип системности – рассматривает речь как уникальную систему с собственной сложной структурой, компоненты которой изучаются отдельно для получения общей картины возможностей и строения речевого аппарата.

2. Принцип комплексности – учитывает закономерности и специфические особенности развития индивидуумов при наличии у них речевых дефектов.

Рекомендуем: Дислексия — это

3. Принцип развития – при проведении коррекционной и логопедической деятельности предполагает определение основных этапов, задач и выявление осложнений, связанных с ближним окружением лица.

4. Принцип рассмотрения речевых нарушений на фоне психического состояния индивида и его аспектов.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

5. Принцип деятельностного подхода – для организации логопедической программы воспитания или обучения ребенка с нарушениями дикции ведущей является его непосредственная деятельность (игры, обучение, практика).

дети6. Принцип ортогенетических особенностей.

7. Этиопатогенетический и симптоматический принцип.

8. Принцип, принимающий во внимание структуру дефектов дикции.

9. Принцип обходного пути – рассматривает возможность сформировать новый принцип функционирования речи «мимо» компонента, который и является нарушением.

10. Общие дидактические принципы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Стоит отметить, что основу научного метода составляют логопедические принципы общедидактические, а также специальные (принципы развития, систематизации приемов и взаимосвязанности). Они являются практическим подкреплением теории Р.Е. Левиной относительно комплексного подхода к осуществлению логопедической деятельности, который учитывает особенности индивида (в двигательной, сенсорной, волевой и эмоциональной сферах).

Какие варианты и приемы использует наука

Методы, которые использует эта отрасль науки, позволяют осуществлять основную логопедическую практическую деятельность, подкрепленную теоретическими знаниями. Все методы логопедии, как показала практика, могут быть разделены на группы:

девочки1. Методы организации процессов изучения речевых механизмов (сравнение, комплексное изучение, исследование в динамике).

2. Эмпирические (основанные на приобретенном опыте) методы. В частности, это наблюдение, эксперимент и изучение в психодинамике. Также к ним относится метод биографический, основанный на сборе, систематизации и анализе данных, и праксиметрические примеры по рассмотрению деятельности речи.

3. Методы, связанные с анализом и обработкой посредством ЭВМ данных, полученных в ходе применения количественного и качественного методов.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

4. Методы интерпретации, изучающие пути применения теории на практике в отношении изучаемых явлений.

Осуществляющие научную деятельность специалисты

девочкиНепосредственными участниками логопедической деятельности являются логопеды. Это специалисты, которые проводят коррекцию речевых нарушений у детей, применяя научные методы. Основной задачей их деятельности является всестороння оценка состояния речевого аппарата индивидуума, а также сопоставление его возможностей с возрастным критериям.

Рекомендуем: Как проявляется дисграфия?

Профессия логопед появилась относительно недавно, примерно во второй половине 20 столетия. Ее возникновение было связано с попытками корректировать речей у лиц с разными нарушениями развития, обосновывая их как явления физиологического характера, требующие медицинских методов лечения. Неэффективность таких мер навела специалистов на мысль о том, что у речевых нарушений может быть психологический характер, требующий иного подхода.

Общение человека с окружающими его людьми – очень важный аспект развития его как личности. Поэтому осуществляющие логопедическо-коррекционную деятельность специалисты оказывают обществу огромную услугу.

детиОсновной задачей логопеда является не только устранение проблем с дикцией, но и выявление причин, спровоцировавших данный дефект. С этой целью специалист использует наиболее эффективные приемы и научные методы, развивая правильную речь совместно с педагогом-дефектологом, который занимается наблюдением за деятельностью и развитием ребенка в целом. Залогом полноценных речевых возможностей является комплексный подход к изучению проблемы с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Остальные задачи, воплощением которых занимается логопед, это:

  • Правильная постановка звуков.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Развитие навыков четкого произношения звуков, для чего применяются чистоговорки.
  • Построение связных, полноценных, благозвучных речевых высказываний.
  • Прививание навыков и правил грамматики.
  • Корректировка ошибок.
  • Применение мер по предупреждению, выявлению, изучению механизма речевых недостатков, а также их устранению.
  • Выявление причин возникновения других дефектов (при их наличии у ребенка), а также определение необходимых мер для оказания ему соответствующей помощи.

Залогом успешности исправления дикции является своевременное обращение к логопеду. При этом логопедия является областью, где от ведущего специалиста успех всего предприятия зависит лишь на 50%, вторые 50% — это усилия пациента и его семьи. При соблюдении этих условий у ребенка есть все шансы овладеть правильной речью. Автор: Елена Суворова

И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Тесты:
Как вы мыслите? Тест на ваше состояние Какой у вас язык любви? Какой у вас тип мышления? Скачайте лучшие уроки и книги! (бесплатно) Пройти другие тесты

Напишите, понравилось / Согласны или нет?: