Все о дисграфии: виды, причины, коррекция
Писать человек учится еще до школы и пользуется этим умением всю жизнь. Не допускать ошибок на письме сложно всем, даже взрослым, но что, если дело не только в том, что ребенку тяжело запомнить нормы орфографии? Что, если ему с трудом дается написание слов вообще?
Что это за расстройство
Дисграфия — это частичное нарушение письма, возникающее из-за сбоев в функционировании психики. Такое расстройство проявляется в специфических ошибках при написании слов и не связано с нарушениями интеллектуального развития. Что такое специфические ошибки? Это целый список характерных для дисграфиков нарушений правописания, никак не связанных с незнанием правил грамматики. Вот самые распространенные из них:
- Ребенок пишет приставки отдельно, а предлоги, наоборот, присоединяет к самостоятельным частям речи.
- Испытывает сложности с передачей мягкости согласных при помощи мягкого знака.
- Путает визуально похожие буквы (рукописные «а» и «о», «д» и «у»).
- Путает буквы, обозначающие сходные звуки («б» и «п», «ё» и «ю»).
- Пропускает буквы или целые слоги или, наоборот, добавляет их.
- Пишет слово с теми же ошибками, что и произносит («лука» вместо «рука»).
- Заменяет ударную гласную.
- Неправильно связывает слова в словосочетания, нарушает границы предложений.
В чистом виде описанные здесь случаи неверного написания почти не встречаются, чаще всего можно наблюдать их смешение. Важно помнить, что о проблемах свидетельствует именно повторение указанных ошибок, — не стоит бить тревогу, если заметите их в тетради сына или дочери один или два раза. Из данного перечня и состоит симптоматика дисграфии.
Рекомендуем: Кто такой гений?
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Конечно же, нормально учиться ребенку с такими расстройствами почти невозможно. Оценки портятся, недовольны учителя и родители, а вдобавок школьник становится объектом насмешек со стороны сверстников. И если не проводится лечение дисграфии, человек вырастает с сильнейшим комплексом неполноценности, не говоря уже о том, что его повседневную жизнь будут сопровождать многочисленные трудности. Ведь даже написать записку домочадцам уже станет проблемой. Откуда же берется расстройство письма и как лечить дисграфию?
Причины и виды
Причины дисграфии могут быть различной природы. Конечно, в первую очередь это патологии при беременности и родах, которые впоследствии могут сказаться на работе центральной нервной системы ребенка. Например, привести к неравномерному развитию полушарий мозга.
Рекомендуем: Гиперактивность у ребенка
Дисграфия у ребенка может развиться и под влиянием обстановки в семье, характера общения родственников с ним и между собой. Что именно способно привести к проблемам с письмом?
- Билингвизм (в семье одновременно говорят на двух языках).
- Привычка сопротивляться действиям родителей. Согласно последним исследованиям, если ребенка постоянно кормят насильно или насильно укладывают спать, впоследствии он проецирует сопротивление и на других взрослых, в том числе на учителя.
- Неправильная речь членов семьи. Многие имеют привычку сюсюкать с младенцем, и в результате ребенок привыкает к искаженной речи как к норме. А может, тот, кто часто общается с ребенком, страдает дефектами произношения — это тоже способно сыграть роковую роль.
- Раннее начало обучения письму, опережающее психологическую готовность ребенка к занятиям.
- Недостаточное количество речевых контактов. Родители не общаются с ребенком вообще или общаются слишком мало.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
До сих пор речь шла о детях, но и у взрослых может развиться это расстройство, например после перенесенных черепно-мозговых травм. Специалисты выделяют различные формы дисграфии:
- Оптическая.
- Акустическая.
- Артикуляторно-акустическая.
- Моторная.
- Аграмматическая.
Рассмотрим каждый из этих видов подробнее.
Причина первого из них — неразвитые навыки зрительно-пространственного анализа. Когда возникает дисграфия этой формы, текст для пишущего выглядит как оптическая иллюзия.
Акустическая дисграфия развивается при нарушении у ребенка речевого (или, как говорят специалисты, фонематического) слуха. Фонематический слух позволяет правильно распознавать звуки в речи и соотносить звук с определенной буквой на письме.
Рекомендуем: Почему ребенок не хочет учиться?
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Типичные проявления этого вида — замена букв другими, обозначающими похожие звуки, в том числе замена гласных под ударением, проблемы с различением твердых и мягких согласных (пишет «килка» вместо «килька»). При этом звуки ребенок произносит верно.
Моторная форма связана с трудностями координации движений при письме. Пропуск букв, слогов или, напротив, добавление лишних, слитное написание предлогов со словами — все это признаки моторного вида.
Наконец, последняя в нашем списке — аграмматическая дисграфия: ее диагностика, в отличие от остальных видов, становится возможна не раньше, чем ребенок перейдет во второй или даже третий класс. Все потому, что она проявляется на более сложном уровне письменной речи: в нарушении согласования слов по роду, падежу, числу, пропуске членов предложения, неверной их последовательности.
Встречается также смешанная дисграфия, когда разные виды расстройства проявляются у человека одновременно. Например, оптическая и моторная дисграфия редко регистрируются в чистом виде, но отдельные их симптомы часто наблюдаются в других видах.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Можно ли вылечить
Наверное, самый волнующий вопрос для родителя, у ребенка которого диагностирована дисграфия, это ее лечение. Во-первых, пожалуй, нелишним будет напомнить: дисграфия относится к числу серьезных нарушений психики, поэтому определение подходящего лечения должно проходить только в медицинском кабинете.
Рекомендуем: Аутизм — это
Во-вторых, нужно сказать, что коррекция дисграфии в большинстве случаев дает хорошие результаты (при упорных тренировках, конечно), поэтому при достаточной настойчивости ребенок в конце концов научится писать так же бойко, как его сверстники. Главное, чтобы лечащий врач, родители и сам пациент вместе стремились к одной цели.
При домашних занятиях старайтесь придерживаться нескольких рекомендаций.
- Возьмите за правило не показывать эмоции слишком бурно. Не стоит кричать ни от восторга, ни от гнева. Хвалите за достижения, указывайте на неудачи, но спокойно, сохраняя уверенность в итоговом успехе.
- Не переусердствуйте с объемом заданий. Лучше делать их качественно. Да и ошибок в небольшом тексте ребенок допустит меньше, что закрепится в памяти как положительный опыт. А это очень важно, особенно на первых порах.
- Не стоит давать задания, цель которых — исправление намеренно сделанных в тексте ошибок.
- Также не нужно заставлять ребенка переписывать несколько раз упражнения, которые получились не очень хорошо. От этого его неуверенность в себе только вырастет.
Ну и, в-третьих, конечно же, лучше предупреждение проблемы, чем ее устранение. Как проводится профилактика дисграфии? Общайтесь с ребенком, читайте ему вслух (с самого раннего возраста), четко проговаривая звуки, развивайте у малыша разные виды памяти, делайте с ним артикуляционную гимнастику. И посетите логопеда, особенно если появились хоть малейшие подозрения, что речевое развитие ребенка идет не так, как должно. Автор: Евгения Бессонова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
- Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 70-150 тысяч рублей!
- 55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »
- Бесплатно: Как с нуля стать успешным коучем с доходом в 200 т.р.!