Дифференциальная психология: задачи и методы
Никто не возьмется отрицать, что существуют общие закономерности и принципы функционирования человеческой психики. Однако так же сложно спорить и с тем, что на эту общую основу накладываются особенные, уникальные черты, благодаря которым в мире существует такое поразительное разнообразие характеров и судеб.
Эти черты обусловлены особенностями работы нервной системы, типом темперамента, принадлежностью к тому или иному возрасту, полу, определенной расе, национальности, культуре… Они и составляют предмет дифференциальной психологии. Говоря терминологическим языком, дифференциальная психология изучает индивидуальные, типологические и групповые проявления психических различий.
Процесс становления науки
Вообще, дифференциальная психология — наука относительно новая. Название ее официально зафиксировано в 1900 году, а автором его стал немецкий психолог Вильям Штерн (он же ввел термин «интеллектуальный коэффициент», IQ). Однако, как и в случаях со многими другими дисциплинами, история развития дифференциальной психологии, вернее ее предпосылки, прослеживаются еще с античной эпохи. Так, в «Государстве» Платона говорилось о важности разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей.
Тем не менее вплоть до второй половины XIX века исследования были несистематическими и не связанными друг с другом. Все изменилось, когда психологи начали активно применять экспериментальные методы, и в 1879 году была открыта экспериментальная лаборатория, предназначенная специально для нужд психологии. В проводимых экспериментах были отчетливо видны расхождения между разными людьми, которые на первых порах списывались на отклонения и погрешности в опытах.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Социальная психология
В научном мире отмечались все новые достижения. Так, развитие генетики способствовало росту экспериментальных работ в области наследственности. В конце века психологические исследования стали проводиться с использованием статистических и математических методов.
Все это привело к тому, что накопленные знания об индивидуальных, а затем и групповых различиях оформились в самостоятельную отрасль знаний. В целом же, как считается, этапы развития дифференциальной психологии не отличались от других дисциплин.
Рекомендуем: Психопатология — это
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Интересно, что основатель дифференциальной психологии Штерн настаивал на том, что эта наука будет полноценно развиваться тогда, когда освободится от влияния общей психологии, в русле которой она первоначально развивалась. Это как раз и подразумевает гуманитарная парадигма.
Задачи и методы их решения
Предмет и задачи дифференциальной психологии тесно связаны. Дисциплина, изучающая психические отличия, свои задачи в основном направляет на следующее:
- Определить закономерности и принципы возникновения этих различий.
- Изучить особенности их проявления.
- Исследовать особенности выделения типов в разнообразных классификациях.
- Разработать теоретическую базу психодиагностики.
Рекомендуем: Особенности групповой терапии
Как же психолог этого направления собирает нужную ему информацию? Методы дифференциальной психологии можно представить в виде отдельных групп. Кратко опишем их.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Во-первых, применяются общенаучные методы, то есть такие способы познания, которые используются во всех дисциплинах, но в каждой обретают свои особенности. В дифференциальной психологии к таким относятся моделирование (воссоздание психологического состояния или настроения), а также наблюдение и эксперимент.
Наблюдение и эксперимент в некотором смысле можно противопоставить друг другу. Как известно, наблюдение предполагает невмешательство исследователя в процесс, и это можно считать одним из недостатков метода: психолог вынужден пассивно ждать, причем не обязательно, что он дождется именно тех явлений, которые ему нужны.
Рекомендуем: Классический психоанализ Фрейда
Эксперимент же как раз и состоит в том, что ученый целенаправленно вызывает или заставляет сильнее проявляться те черты, которые его интересуют. Но в таком случае необходима специальная техника, чаще всего создаются особые лабораторные условия – таким образом, психолог занимается, скорее, изучением искусственно созданной реальности, а не естественной.
Во-вторых, в дифференциальной психологии широко применяются психогенетические методы. Они помогают изучить соотношение наследственных и средовых факторов (влияний извне) в вариативности психологических качеств. Как пример использования такого метода можно привести исследование разлученных близнецов, исследование детей и их приемных и биологических родителей и другое.
Последняя группа — это собственно психологические методы. Их множество и они разнообразны: одни предназначены для выявления наклонностей группы людей, другие максимально индивидуализированы. Интроспективные методы интересны тем, что испытуемый наблюдает или оценивает сам себя.
Психофизиологические методы требуют использования специальной техники (электроэнцефалография, измерение времени реагирования и другие). Социально-психологические методы — это опросы, анкетирование, беседы, а также социометрическое изучение статуса личности в социальной группе. Автор: Евгения Бессонова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
- Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 70-150 тысяч рублей!
- 55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »
- Бесплатно: Как с нуля стать успешным коучем с доходом в 200 т.р.!