Принципы и методы детской психологии
Детство — период самого интенсивного роста и развития человека, причем не только физического, но и психического. За пять-шесть лет ребенок проходит впечатляющий путь: формируются его интересы, привычки, черты характера, изменяется восприятие и мышление, совершенствуются навыки общения.
Особенности психики ребенка изучает особый раздел возрастной психологии, который так и называется — психология детского возраста. Детская психология как наука и как источник информации об уникальном внутреннем мире маленького человека имеет огромную значимость и практическую ценность. Безусловно, очень важна детская психология для родителей и тех, кто планирует ими стать, она является ключом к пониманию ребенка и продуктивному общению с ним.
Что исследовать
Предмет детской психологии составляют закономерности психического развития ребенка. Исследовать их непросто, ведь в отличие от взрослого, который обладает определенным опытом, знаниями и способен анализировать свои внутренние переживания, ребенку это сделать чрезвычайно трудно. Часто судить о его психической жизни можно лишь по поведению, которое, разумеется, не всегда может дать четкую картину происходящего.
Каждый ребенок индивидуален, но тем не менее все этапы детства в норме характеризуются теми или иными чертами развития психики. Отсюда вытекают задачи детской психологии, которые в целом можно свести к одной: описание и объяснение психической жизни в каждом возрастном периоде. Эта основная задача (ее можно считать целью науки) подразумевает множество более мелких.
- Выявление факторов становления психики ребенка.
- Определение наиболее подходящих с разных точек зрения условий для образовательно-воспитательного процесса.
- Изучение происхождения психических функций.
- Изучение новообразований в психике на каждой ступени развития.
- Исследование внешних проявлений психических процессов.
Глядя на список задач, стоящих перед наукой, становится ясно, как тесно детская психология связана с педагогикой. С какими еще дисциплинами можно найти точки пересечения?
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
С другой стороны, она и сама служит базой, обеспечивающей богатым теоретическим материалом другие науки. Среди них уже упоминавшаяся педагогика, педагогическая психология, а также детская практическая психология.
Рекомендуем: Основы логопедии
Детскому психологу также нужны знания по истории, культурологии и социологии, которые позволяют учитывать историко-культурный фон, на котором формируется психика ребенка. Кстати, перспективы, которые порождает изучение психики ребенка с учетом влияния на него общества и его требований, стали толчком к возникновению новой междисциплинарной области знаний.
В настоящее время набирает силу социальная психология детства, рассматривающая внутренний мир ребенка с учетом его общественных связей и конкретных социально-культурных условий воспитания и развития.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Это, к примеру, проблема объективной возрастной периодизации, проблема неравномерности развития детской психики, соотношение наследственных факторов и факторов среды в процессе психического развития, связь этого процесса с обучением и воспитанием.
Каким образом исследовать
Какими способами детская психология изучает психику растущего человека? Иначе говоря, каковы методы детской психологии? Основных всего два: наблюдение и эксперимент, но у каждого из них далеко не один вариант проведения.
Наблюдение — первый из методов детской психологии, если считать по хронологии. Долгое время он был и единственным — в то время, когда дисциплина развивалась как сугубо описательная. Каким бывает наблюдение?
- Сплошным или выборочным.
- Единовременным или длительным.
- Включенным или скрытым.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Педология — это
Единовременное наблюдение обычно выбирается, если стоит задача сравнить поведение групп детей, отличающихся по возрасту, полу, социальной принадлежности или другим признакам, в одной и той же ситуации. Дает представление о поведении, характерном в целом для группы детей. Длительное (пролонгированное) наблюдение позволяет сопоставить не групповые, а индивидуальные особенности поведения одного ребенка на разных этапах его развития.
Включенным называется такое наблюдение, при котором исследователь взаимодействует с ребенком, отмечая при этом, как он реагирует на определенные слова или действия. При скрытом наблюдении создаются максимально естественные для ребенка условия, и он не только никак не контактирует с психологом, но и не подозревает о его существовании.
Эксперимент может проводиться в лабораторных условиях, что довольно затруднительно в случае работы с детьми, потому как они нередко смущаются, боятся и отказываются сотрудничать в непривычной обстановке. Наиболее эффективными считаются эксперименты в естественных условиях.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Все про послушание
Также можно разделять эксперименты по тому, формируют ли они новую способность у ребенка (или новый ее уровень) или только фиксируют уже имеющуюся. В первом случае можно говорить о формирующем эксперименте, во втором — о констатирующем. Обычно эти два вида сочетаются в одном исследовании. Психологические тесты, предлагаемые детям, также можно назвать разновидностью эксперимента.
Эти базовые методы — наблюдение и эксперимент — дополняются методом беседы (интервью) и анализом деятельности ребенка (рисунков, сочинений и так далее). Последний способ исследования всегда отмечен субъективной точкой зрения конкретного психолога, поэтому в фундаментальных научных разработках может применяться только в совокупности с другими методами.
Рекомендуем: Что такое музыкальная психология?
Также нужно помнить о принципах научности (изучение проводится только после того, как полностью усвоены основные понятия детской психологии, получены необходимые навыки) и детерминизма (обусловленности поведения как внешними причинами, так и внутренними). Кроме того, важен системный, комплексный подход, учет индивидуальности каждого ребенка. Эти принципы детской психологии должны сопровождать любое исследование. Автор: Евгения Бессонова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
- Бесплатное обучение коучингу с нуля: Получайте от 70-150 тысяч рублей!
- 55 лучших уроков и книг по Счастью и Успеху (скачайте в подарок) »
- Бесплатно: Как с нуля стать успешным коучем с доходом в 200 т.р.!